Закон о социальном партнёрстве

ЗАКОН
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 2 ноября 2000 г. N 963

(в ред. Законов Калужской области
от 07.06.2002 N 122-ОЗ, от 26.08.2004 N 339-ОЗ,
от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Калужской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, достижения общественного согласия и социальной стабильности.
(в ред. Закона Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области, работников, представителей работодателей и представителей работников, органы исполнительной власти Калужской области и органы местного самоуправления Калужской области (далее - органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления области).

Глава 1

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ЕГО ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ЗАДАЧИ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

- представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления области - руководители органов исполнительной власти области и местного самоуправления области или в соответствии с действующим законодательством уполномоченные этими органами лица;

- областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Калужской области, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории области, взаимные обязательства участников соглашения;

- областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей), осуществляющих трудовую деятельность на территории области;

- областное профессиональное тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии для работников определенной профессии, осуществляющих трудовую деятельность на территории области;

- территориальное соглашение - правовой акт, устанавливающий условия труда, а также трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования области.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

1. Правовую основу социального партнерства в Калужской области составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Калужской области и настоящий Закон.

2. Правовую основу социального партнерства в Калужской области составляют также: соглашение по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между представителями объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства Калужской области (далее - областное трехстороннее соглашение), областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, областные профессиональные тарифные, территориальные, иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3. Задачи социального партнерства

Социальное партнерство в Калужской области осуществляется для выполнения следующих основных задач:

- обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в Калужской области, направленной на стабилизацию и подъем отечественного производства;

- обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- разработка, заключение и выполнение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

- предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению трудовых конфликтов.

Глава 2

ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ

НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 4. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений на территории Калужской области на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На уровне Калужской области образуется постоянно действующая Калужская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На отраслевом и профессиональном уровне могут образовываться комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений и заключения указанных соглашений.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Статья 5. Состав Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Калужская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) состоит из представителей объединений профессиональных союзов, представителей объединений работодателей области и представителей органов исполнительной власти области, которые образуют соответствующие стороны Комиссии.

Статья 6. Принципы и порядок формирования Комиссии

Комиссия формируется на основе принципов:

- добровольности участия представителей объединений профессиональных союзов Калужской области и объединений работодателей Калужской области в деятельности Комиссии;

- полномочности сторон;

- самостоятельности и независимости объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, Правительства Калужской области при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Комиссия формируется объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и Правительством Калужской области из равного числа представителей от каждой из сторон.

Утверждение и замена представителей объединений профессиональных союзов, представителей объединений работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений, утверждение и замена представителей органов исполнительной власти области - на основании соответствующего постановления Правительства Калужской области.

Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов от каждой из сторон не может превышать 15 человек.

Статья 7. Основные цели и задачи Комиссии

Основными целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

- ведение коллективных переговоров и подготовка проекта областного трехстороннего соглашения;

- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на областном и территориальном уровне;

- проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов Калужской области, иных нормативных правовых актов Калужской области в сфере социально-трудовых отношений, областных целевых программ в сфере труда, занятости населения, социального обеспечения;

- согласование позиций сторон по основным направлениям областной социальной политики;

- рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения областного трехстороннего соглашения;

- распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

- оказание методического и практического содействия представителям работников и работодателей в деятельности по заключению областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, областных профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений, коллективных договоров;

- организация контроля за выполнением областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, областных профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений и коллективных договоров.

Статья 8. Основные права Комиссии

Комиссия вправе:

- разрабатывать и вносить в органы исполнительной власти области в согласованном с ними порядке предложения о принятии нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;

- согласовывать интересы объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, Правительства Калужской области при разработке проекта областного трехстороннего соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии;

- осуществлять взаимодействие с отраслевыми, профессиональными, территориальными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта областного трехстороннего соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

- запрашивать и получать от органов исполнительной власти области, профессиональных союзов и работодателей информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования указанных отношений, по организации деятельности отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

- осуществлять контроль за выполнением своих решений;

- принимать по согласованию с объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и органами исполнительной власти области участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

- приглашать для участия в своей деятельности представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций;

- создавать рабочие группы с привлечением специалистов для разработки предложений в сфере регулирования социально-трудовых отношений с целью дальнейшего их внесения в органы исполнительной власти области. Порядок создания и работы рабочих групп определяется регламентом Комиссии;

(в ред. Закона Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

- принимать участие в проведении областных, территориальных совещаний, семинаров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в порядке, согласованном с организаторами указанных мероприятий.

Комиссия разрабатывает и утверждает свой регламент, определяет порядок подготовки проекта и заключения областного трехстороннего соглашения.

Реализация Комиссией определяемых настоящим Законом прав не препятствует объединениям профессиональных союзов и объединениям работодателей, представленным в Комиссии, осуществлять свои права в соответствии с федеральными законами и законами Калужской области.

Статья 9. Порядок подготовки, проведения заседаний Комиссии и принятия ее решений

(в ред. Закона Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Порядок подготовки, проведения заседаний Комиссии и принятия ее решений определяется регламентом Комиссии.

Статья 10. Координатор Комиссии

Деятельность Комиссии организует координатор Комиссии.

(в ред. Закона Калужской области от 26.08.2004 N 339-ОЗ)

Координатор Комиссии назначается Губернатором Калужской области. Координатор Комиссии не является членом Комиссии и не участвует в голосовании

(в ред. Закона Калужской области от 26.08.2004 N 339-ОЗ)

Координатор Комиссии:

- утверждает состав рабочих групп;

- оказывает содействие в согласовании позиций сторон;

- подписывает регламент Комиссии, планы работы и решения Комиссии;

- запрашивает и получает от органов исполнительной власти области, профессиональных союзов и работодателей информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования указанных отношений, по организации деятельности отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

- приглашает для участия в деятельности Комиссии представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций;

- направляет по согласованию с объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей, органами исполнительной власти области членов Комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

- в пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии проводит консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;

- информирует Губернатора Калужской области, органы исполнительной власти области о деятельности Комиссии, а Комиссию о мерах, принимаемых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области в сфере социально-трудовых отношений.

Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон.

Статья 11. Координаторы сторон

Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.

Координаторы сторон, представляющие объединения профессиональных союзов и объединения работодателей, избираются указанными сторонами.

Координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, назначается Правительством Калужской области.

Координатор каждой из сторон по ее поручению вносит координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует Комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии.

Координатор каждой из сторон по ее поручению вправе вносить координатору Комиссии предложения о проведении внеочередного заседания Комиссии. В этом случае координатор Комиссии обязан в двухнедельный срок со дня поступления указанного предложения созвать заседание Комиссии.

Координатор каждой из сторон приглашает для участия в работе Комиссии соответственно представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций.

Статья 12. Член Комиссии

Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии.

Статья 12.1. Секретариат Комиссии

(введена Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Для организационного обеспечения деятельности Комиссии образуется секретариат Комиссии (далее - секретариат), включая ответственного секретаря Комиссии (далее - ответственный секретарь). Ответственный секретарь является членом Комиссии и обеспечивает выполнение секретариатом возложенных на него функций.

Секретариат образуется из специалистов, предложенных координаторами каждой из сторон Комиссии на паритетных началах.

Ответственный секретарь и состав секретариата утверждаются решением Комиссии.

Функции ответственного секретаря и секретариата определяются регламентом Комиссии.

Статья 13. Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются из представителей территориальных объединений профессиональных союзов, территориальных объединений работодателей и органов местного самоуправления области, которые образуют соответствующие стороны комиссий.

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются на принципах добровольности, паритетности, равноправия сторон и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами Калужской области, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления области.

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут формироваться на уровне муниципальных образований и межмуниципальном уровне.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Глава 3

ВИДЫ СОГЛАШЕНИЙ

Статья 14. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений на территории Калужской области могут заключаться следующие виды соглашений:

областное трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, профессиональные тарифные соглашения, территориальные и иные соглашения.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Все соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области.

Срок действия соглашений определяется сторонами в соглашениях, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Статья 15. Калужское областное трехстороннее соглашение

Калужское областное трехстороннее соглашение может заключаться представителями объединений профсоюзов Калужской области, объединений работодателей Калужской области и Правительства Калужской области.

Калужское областное трехстороннее соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений.

Калужское областное трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров сторон областного трехстороннего соглашения и распространяется на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, на Правительство Калужской области в пределах взятых им на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

По предложению сторон Калужского областного трехстороннего соглашения координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Калужской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Комиссию мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодатея с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными тарифными соглашениями.

Статья 16. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения и областные профессиональные тарифные соглашения

Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения и областные профессиональные тарифные соглашения:

- устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей) или определенных профессий;

- могут заключаться представителями соответствующих профсоюзов и их объединений, объединений работодателей, соответствующих органов исполнительной власти области;

- разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений и распространяются на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, органы исполнительной власти, в пределах взятых ими на себя обязательств, а также работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Условия, содержащиеся в областных отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашениях и областных профессиональных тарифных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями, Калужским областным трехсторонним соглашением.

Статья 17. Территориальные соглашения

Территориальные соглашения:

- могут заключаться представителями территориальных объединений профсоюзов, объединений работодателей и органов местного самоуправления области;

- разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений и распространяются на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, и органы местного самоуправления области в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующих муниципальных образований.

Территориальные соглашения устанавливают условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующих муниципальных образований, с учетом местных особенностей.

Территориальные соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями, Калужским областным трехсторонним (региональным) соглашением, областными отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и областными профессиональными тарифными соглашениями.

Статья 18. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров

Коллективные договоры, областное трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные, иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются органом исполнительной власти области в сфере охраны труда и соответствующими органами в сфере охраны труда муниципальных образований области в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 19. Контроль за выполнением соглашений, коллективных договоров

Контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров осуществляется сторонами их подписавшими, их представителями, а также соответствующими органами в сфере охраны труда.

Глава 4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Органам государственной власти Калужской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор Калужской области

В.В.Сударенков

г. Калуга

14 ноября 2000 г.

N 62-ОЗ