Комментарий ФНПР к постановлению Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Оплата труда работника – один из ключевых элементов трудовых отношений.

Вместе с тем в трудовом законодательстве Российской Федерации установлены случаи, когда работникам выплачивается не заработная плата, а средняя заработная плата.

К таким случаям, относятся, например:

- ежегодный основной и дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 114 ТК РФ);

- оплата времени простоя (ст. 157 ТК РФ);

- направление работника в служебную командировку (ст. 167 ТК РФ);

- дополнительный отпуск при совмещении работы с получением образования (ст. 173, 173.1, 174 и 176 ТК РФ) и другие.

Порядок исчисления средней заработной платы установлен статьей 139 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (постановление № 922).

Для определения средней заработной платы используется средний дневной заработок, который рассчитывается путем деления фактически начисленной работнику заработной платы за предыдущие 12 календарных месяцев на количество фактически отработанных дней в этом периоде.

При этом учитываются все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, включая, например, различные премии.

Нужно отметить, что в постановлении № 922 предусмотрен ряд особенностей исчисления средней заработной платы, в том числе выплаты и периоды, не учитываемые при ее исчислении, особый расчет средней зарплаты для оплаты отпусков, при установлении суммированного учета рабочего времени, в случаях, когда работник не работал и не получал заработную плату, и другие особенности.

Постановление № 922 действует до 1 сентября 2025 года, поскольку оно подпадает под «регуляторную гильотину», в рамках которой отдельные акты с обязательными требованиями признаются утратившими силу. В связи с этим было разработано и впоследствии принято новое постановление Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (постановление № 540). Его предварительное обсуждение проходило на площадке Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

ФНПР подготовила свою редакцию особенностей порядка исчисления средней заработной платы и направила ее в Минтруд России. ФНПР исходила из необходимости упрощения данного порядка исчисления для правоприменения, поскольку, по мнению профсоюзов, текущий порядок плохо структурирован и содержит сложные для восприятия формулировки. Кроме того, профсоюзы предложили усовершенствовать порядок расчета средней заработной платы в целях увеличения ее размера. Например, при расчете средней зарплаты было предложено учитывать не только заработную плату, установленную системами оплаты труда, но и те периоды времени, когда работнику выплачивается средняя заработная плата. Также в случае, если работник ранее не работал и не получал заработную плату, среднюю зарплату предлагалось определять исходя из всей заработной платы, установленной системой оплаты труда, а не только тарифной ставки или оклада.

Однако в связи с ограничениями по срокам рассмотрения и принятия нового постановления концепция ФНПР не была поддержана социальными партнерами.

«Нужно отметить, что по предложению профсоюзов стороны социального партнерства договорились продолжить работу по совершенствованию структуры и содержания данного постановления Правительства. Мы планируем добиваться изменений, ведущих к росту значения средней заработной платы», - отмечает секретарь ФНПР – руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Олег Соколов.

Принятое постановление № 540 в основном дублирует отмененное. В частности, для расчета среднего заработка по-прежнему учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, включая тарифную ставку (оклад), повышенную оплату труда за работу с вредными и опасными условиями труда, надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам, например за совмещение профессий, стаж работы, и иные доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера. Также в расчете по-прежнему не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, например, материальная помощь, оплата стоимости питания и проезда.

При этом постановление содержит одно существенное изменение: установлен порядок определения среднего месячного заработка для расчета выходного пособия. Средний дневной заработок умножается на среднее количество рабочих дней, приходящееся на один месяц в году (20,6). Для работников с суммированным учетом рабочего времени средний месячный заработок для расчета выходного пособия определяется путем умножения среднего часового заработка на среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году.

Постановление Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» вступает в силу с 1 сентября 2025 года и действует до 1 сентября 2031 года.

ФНПР предложила закрепить в коллективных договорах доплаты наставникам не менее 10%.

Федерация независимых профсоюзов России направила в Минтруд проект Методических рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по организации наставничества в сфере труда.

Документ разработан в рамках подготовки к всероссийской акции профсоюзов 7 октября «За достойный труд наставников!». Он должен стать основой для изменений в коллективных договорах по всей стране и предусматривает конкретные меры поддержки для работников, занимающихся обучением молодых специалистов. Ключевые предложения профсоюзов:

1. Доплата и статус:

– Оформление наставничества как дополнительной работы путем совмещения должностей;

– Доплата наставнику не менее 10% от оклада за каждого обучаемого работника;

2. Дополнительные гарантии для наставников:

– Приоритетный выбор времени отпуска и гибкий график работы;

– Компенсация затрат на проезд и связь, связанных с наставничеством;

– Приоритетная жилищная поддержка от работодателя: компенсация ипотечных платежей, аренды жилья или предоставление служебного жилья наставнику;

– Включение наставников в кадровый резерв на руководящие должности.

3. Роль профсоюзов:

– Участие в разработке Положения о наставничестве как приложения к коллективному договору;

– Участие комитета первичной профсоюзной организации в подборе персонального состава наставников и организации процесса;

– Контроль за реализацией мер поддержки.

Инициатива профсоюзов особенно актуальна в преддверии Всемирного дня действий за достойный труд, который отмечается 7 октября. Именно к этому событию ФНПР приурочила всероссийскую акцию "За достойный труд наставников!".

Как отмечают в Федерации, развитие института наставничества соответствует не только интересам работников, но и потребностям экономики.

"В условиях текущих вызовов особенно важно сохранять и передавать профессиональный опыт, обеспечивать преемственность поколений в трудовых коллективах. Наставничество является важнейшим ресурсом обеспечения организаций квалифицированными кадрами. Наш проект направлен на создание системных стимулов для тех, кто передает опыт новому поколению работников», — прокомментировал инициативу заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков.

Важной особенностью предложений ФНПР является механизм их реализации через коллективные договоры и отраслевые соглашения. Это означает, что все положения будут приниматься с обязательным участием профсоюзов и с учетом специфики конкретных предприятий.

Инициатива ФНПР может значительно улучшить положение наставников на предприятиях и повысить престиж этой важной трудовой функции. Особую значимость предложения приобретают в рамках объявленного в ФНПР Года трудовой доблести "Всё для победы!". Напомним также, что ранее профсоюзы уже добились закрепления в законодательстве понятий «молодой работник» и «наставничество в сфере труда».

ФНПР рассчитывает на поддержку социальных партнеров и скорейшее вынесение проекта на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии.

Всероссийская акция профсоюзов «За достойный труд!»-2025

7-10-2025

  В этом году Всероссийская акция профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» проходит под девизом «За достойный труд наставников!» в период с 1 июля по 7 октября в соответствии с постановлением Исполнительного комитета ФНПР №5-4 от 26.06.2025г.
  Принимая документы социального партнерства в организациях (на предприятиях), ФНПР рекомендует включать в них пункты, содержащие меры поддержки наставников:

Пункты, содержащие меры поддержки наставников, рекомендуемые ФНПР для включения в документы социального партнерства в рамках Всероссийской акции профсоюзов «За достойный труд наставников!»

Пункты, описывающие порядок организации работы по наставничеству в организации (предприятии):

- Работодатель совместно с выборным органом первичной профсоюзной организации производит оценку необходимости введения института наставничества в организации, по результатам которой определяется необходимое количество наставников для наставляемых, определяется объем работы по наставничеству и возможность осуществления такой работы работниками организации в порядке совмещения профессий (должностей).

- Положение о наставничестве в организации (предприятии) является приложением к коллективному договору, персональный состав наставников согласовывается с выборным органом первичной профсоюзной организации.

- При выполнении дополнительной работы без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работодатель по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации производит наставнику доплату к заработной плате, но не менее 10% за одного наставляемого (далее – доплата за наставничество).

Пункты, описывающие дополнительные меры поддержки наставников:

  • направление на получение дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации   наставников за счет средств работодателя;
  • компенсация затрат наставника на проезд и связь, если они связаны с исполнением наставнических обязанностей;
  • приоритетное право выбора периода ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпуска;
  • предоставление дополнительных дней оплачиваемого отпуска;
  • установление гибкого графика работы;
  • дополнительная материальная помощь наставникам и наставляемым;
  • улучшение жилищных условий, включающих в себя оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, погашение долга по ипотечному кредиту, компенсации части процентов по кредиту и др.;
  • предоставление жилья с возможностью последующего выкупа на льготных условиях;
  • компенсация стоимости аренды жилья;
  • вручение памятных подарков, корпоративные знаки отличия (значки, грамоты);
  • включение наставников в кадровый резерв на руководящие должности в организации, приоритетное выдвижение наставников на такие должности;
  • ходатайство на вручение государственных наград (отраслевых, региональных, ведомственных и др.).