Вопросов больше, чем ответов.

 Об этом говорят, пишут, вносят в повестки дня профсоюзных собраний и конференций. Речь, безусловно, идет о новой законодательной инициативе Правительства РФ по увеличению пенсионного возраста. Практически каждый день руководство Калужского облсовпрофа доносит позицию ФНПР по этому вопросу до различных общественных организаций.
 26 июня заместитель председателя облсовпрофа А.П.Кривошеина выступила на заседании рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные организации. И выбор сделан не случайный. Важнейшим резервом пополнения казны пенсионного фонда профсоюзы видят борьбу за выход экономики «из тени».
 27 июня А.П. Гречанинов детально разъяснил позицию ФНРП на заседании Регионального штаба регионального отделения общероссийского движения «Народный фронт за Россию» в Калужской области. Александр Петрович отметил, что еще большее понимание ему удалось найти во время общения с калужскими единороссами и на заседании Общественной палаты нашего региона, которое состоялась в среду, 28 июня.
В тот же день в здание Калужского облсовпрофа на встречу с представителями профсоюзных организаций Калужской области пришел депутат Государственной Думы А.А. Авдеев. Александр Александрович сразу же отметил, что не намерен защищать новый законопроект и тем более пропагандировать его, однако считает, что не конструктивно просто заявлять о своей негативной непримиримой позиции, не внося никаких предложений.
 В процессе откровенного и конструктивного диалога и профсоюзные активисты, и наш гость признали, что недопустимо ограничиться исключительно повышением пенсионного возраста. По мнению А.А.Авдеева, новый законопроект недостаточно подтвержден расчетами, есть сомнения, что все возможные источники пополнения бюджета пенсионного фонда, кроме этих радикальных мер, использованы полностью. Однако, надо признать и очевидные факты, призвал А.А.Авдеев, сегодня на одного пенсионера приходится 1,6 работающего. Учитывая демографическую яму девяностых, эта цифра будет только снижаться. К тому же пенсионный возраст устанавливался в середине 50-х, когда и условия труда, и медицина были значительно хуже.
– А сегодня медицины в глубинке, зачастую, просто нет, – вступила в разговор Н.Е. Гунько, председатель профкома ППО «Сосенский приборный завод». – После того, как пересмотрели нормы вредности на предприятиях и до нынешнего пенсионного возраста не просто дожить, а прибавьте к этому еще восемь лет.
Наталью Емельяновну поддержали ее коллеги с других крупных промышленных предприятий.
 Напомнили и о том, что у нас существуют целые отрасли (почта, лесное хозяйство, ЖКХ и др.), где зарплата составляет 16000 рублей. Если сотрудник получает еще и пенсию это допустимо, а что делать здесь молодым, которым надо кормить семью? Поэтому профсоюзы в качестве основного требования пенсионной реформы выдвигают необходимость повышения заработных плат.
 Говорили и о том, что увеличение пенсионного возраста может дать рост безработицы среди молодежи, у которой нет пока ни опыта, ни необходимых навыков, чтобы полноценно заменить коллег старшего поколения. А круг специальностей, где нужна еще и физическая сила тоже снижается.
Напомнил А.А.Авдеев и о т.н. «институте бабушек», когда, имея возможность уйти на пенсию в 55 лет, женщина активно занимается воспитанием внуков, значительно освобождая трудоспособных родителей. А нередко еще и ухаживают за лежачими больными, уточнили присутствующие.
 Александр Симаков, член молодежного совета Калужского облсовпрофа, сообщил, что значительная часть молодежи действительно не верит, что получит достойную пенсию от государства. Сегодня, практически, одинаковая пенсия у людей, отработавших десятилетия и у тех, кто либо очень мало трудился, либо совсем не работал. Трудовой стаж не учитывается.
 А вернуться к этой советской норме было бы более справедливо, – практически одновременно высказали свое мнение многие присутствующие.
 Завершая беседу, Александр Александрович еще раз подтвердил, что замалчивать существующие проблемы никто не собирается. Проект законопроекта будет и дальше широко обсуждаться.
 А для нас принципиально важно, чтобы в Государственной Думе услышали и учли требования и предложения профсоюзов, и приняли действительно очень взвешенное и справедливое решение, – подчеркнул председатель Калужского облсовпрофа А.П.Гречанинов.

Кто и как хочет повысить пенсионный возраст.

 С назначением нового правительства тема повышения пенсионного возраста вышла на первый план. Ведомства предлагают разные варианты, эксперты высказываются за и против. Мы собрали все, что известно на сегодняшний день о том, будет ли повышение и какое.

Читать подробнее на сайте центральной профсоюзной газеты "Солидарность".

Генеральное соглашение: чего удалось добиться профсоюзам.

Генеральное соглашение на 2018 - 2020 годы является логическим продолжением предыдущего документа, в нем осталось все лучшее, что было, а также добавилось несколько новых принципиальных моментов. Об этом «Солидарности» рассказала зампред ФНПР Нина Кузьмина. Само соглашение было подписано 29 января, причем впервые это произошло не в Белом доме, а в Кремле. На торжественной церемонии присутствовал президент РФ Владимир Путин.
- В этом Генсоглашении намечен переход к новой модели развития, в основе которой - баланс интересов общества, государства, бизнеса, и она опирается на систему стратегического планирования, управления и использования проектного подхода, - пояснила Кузьмина.
Самое важное, по ее оценке, это то, что минимальный размер оплаты труда, наконец-то вышел на уровень прожиточного минимума. В дальнейшем продолжатся консультации об их соотношении, о величине прожиточного минимума, однако МРОТ ниже опуститься не сможет. Профсоюзы пошли еще дальше: они предлагают оставить прожиточный минимум лишь ориентиром для пенсий, различного рода пособий, потому что - это не планка бедности, это планка нищеты. Работающий человек не должен ориентироваться в оплате труда на прожиточный минимум. Профсоюзы уверены, что для перспективной социально-экономической политики нужен иной ориентир: величина минимального потребительского бюджета. Если его оценить в стоимостном выражении, то он больше прожиточного минимума в 2 - 2,5 раза.
Кроме того, уже есть договоренность с социальными партнерами о подготовке предложений о социальном налоговом вычете для малоимущих в размере прожиточного минимума. Также есть договоренность рассмотреть вопросы прозрачности зарплаты различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал. В первую очередь – в компаниях с госучастием.
- Само собой в зоне внимания сторон останутся вопросы совершенствования организации оплаты труда и повышение зарплаты так называемых подуказных категорий работников, тех работников бюджетной сферы, которые были определены майскими указами президента, - продолжает Нина Кузьмина.
Планируется разработать новые механизмы защиты прав работников в случае несостоятельности, банкротства или неплатежеспособности организации
Еще одна тема, которая неоднократно поднималась на заседаниях Российской трехсторонней комиссии не один год и, наконец, была зафиксирована в Генеральном соглашении: предусмотреть меры господдержки для тех работодателей, которые содержат объекты социальной инфраструктуры. В частности, это касается работодателей у которых есть детские оздоровительные лагеря. Сейчас они вынуждены платить налоги за них так, будто это промышленные объекты, и содержать их становится невыгодно. Социальные партнеры намерены исправить это.
Отдельно в Генсоглашении прописали, что стороны социального партнерства (речь идет о профсоюзах и бизнесе) участвуют в рассмотрении и подготовке предложений по проекту плана законопроектной деятельности правительства на следующий год. Договорились, чтобы все проекты законов и нормативно-правовых актов принимались правительством РФ только при наличии согласованной позиции сторон социального партнерства.
- У нас есть такая практика, когда законопроекты в Госдуме ко второму чтению претерпевают существенные изменения, поэтому мы договорились о том, что законопроекты второго чтения тоже будут рассматриваться на заседаниях РТК, - пояснила зампред ФНПР.
Что касается оставшихся нерешенных вопросов, то, по словам Нины Кузьминой, споры ведутся по механизмам решения этих задач, а не по тому, какие именно задачи нуждаются в решении. Проблемы, которые есть, признаются всеми.
- Вот такой простой пример: у нас, несмотря на сопротивление работодателей, все-таки записана в Генсоглашении тема страхования от потери работы. Взаимоприемлемый механизм пока не найден, но продолжаются консультации. Очень интересна позиция Министерства труда. Министр сказал по итогам одного из совещаний: вот как только Шмаков [глава ФНПР] и Шохин [глава РСПП] договорятся – мы сразу все это оформим и внесем соответствующие изменения, - рассказала Кузьмина.
Во время подписания Генсоглашения при президенте РФ координатор профсоюзной стороны и координатор стороны работодателей высказали необходимость паритетного участия всех трех сторон социального партнерства в управлении социальными фондами. Вероятно, в ближайшие годы это станет одной из важнейших тем для переговоров.
- На фоне нашего энергично развивающегося социального партнёрства хотелось бы, чтобы во всех социальных страховых фондах были представлены все три стороны. Потому что в Фонде социального страхования у нас есть и представители объединения работодателей и профсоюзов, а в Фонде обязательного медицинского страхования и в Пенсионном фонде пока нет такого трёхстороннего присутствия в управлении. Я думаю, что мы сможем это сделать в ближайшие три года, - выразил надежду глава ФНПР Михаил Шмаков.
Его дополнил глава РСПП Александр Шохин:
- Хотел бы отметить, что социальные партнёры готовы не только входить в органы управления социальных фондов, но готовы брать на себя и само управление. В частности, Фонд социального страхования можно было бы передать социальным партнерам, и он вполне эффективно мог бы функционировать на принципах социального страхования или социального партнёрства.

Социальные инициативы В.В. Путина.

Поддержать семью, повысить рождаемость
Президент России Владимир Путин во вторник озвучил целый ряд инициатив в социально-демографической сфере, среди них — продление программы материнского капитала до конца 2021 года, субсидирование ипотечной ставки для семей, у которых родится второй или третий ребенок, а также установление ежемесячной выплаты на рождение первенца до полутора лет.
Выступая на заседании Координационного совета национальной стратегии действий в интересах детей со своими предложениями, глава российского государства отметил необходимость "перезагрузки" демографической политики в стране.
Продлить маткапитал
Действие программы материнского капитала должно было завершиться в конце следующего года, однако во вторник Путин предложил продлить ее до конца 2021 года. Российский лидер также предложил ввести дополнительные возможности использования маткапитала.
"Средства из материнского капитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются", — сказал Путин.
По его словам, подход будет адресным. Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал для оплаты услуг дошкольного образования, а точнее на оплату ухода и присмотра за ребенком уже с двухмесячного возраста. "Я знаю, что востребованность этой меры очень большая, в частности, мама после рождения ребенка сможет продолжить работу или образование", — пояснил российский лидер.
Как считает первый зампред фракции "Единая Россия" Андрей Исаев, решения Путина, связанные с материнским капиталом и поддержкой нуждающихся семей, положительно скажутся на демографической ситуации.
"Многие семьи готовы завести второго и третьего ребенка, но у них не хватает собственных средств на решение жилищной проблемы. И часть материнского капитала остается невостребованной. Поэтому для них крайне актуально получить дополнительную помощь, такая возможность появится", — сказал он.
Поддержать первенцев
Путин заявил, что с января 2018 года в РФ будет установлена ежемесячная денежная выплата семьям при рождении первенца, которая будет выплачиваться, пока ребенок не достигнет возраста 1,5 лет. Сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 523 рубля, в 2019 году — 10 836 рублей, в 2020 — 11 143 рубля. При этом выплата будет адресной. Финансовые расходы на реализацию этих мер составят за три года 144,5 миллиарда рублей.
Глава комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая среди всех мер поддержки семьи для стимулирования рождаемости, предложенных президентом, особо выделила именно эту инициативу.
"Уверена, что для многих это станет весомым доводом, чтобы не ставить впереди материнства карьерные цели", — пояснила Гурцкая РИА Новости.
По словам общественницы, конкретные меры поддержки семей для стимулирования рождаемости — это "серьезный итог реализации Национальной стратегии действий в интересах детей".
Первый зампред фракции "Единая Россия" Исаев тоже считает важным решение по ежемесячной выплате за первого ребенка.
"Очень правильно выбрана категория с нуля до полутора, потому что для семьи, у которой дети от трех до семи лет, проблема во многом решена благодаря программе "детские сады — детям", а вот как раз когда мама не работает, остается дома, получая пособие, а не заработную плату, но хочет, к примеру, начать работать раньше, — оказание помощи в этом случае наиболее действенно, наиболее значимо. Это самый чувствительный в данном случае момент", — говорит парламентарий.
Привести в порядок детские поликлиники
Путин в своем выступлении выступил за повышение доступности и качества оказания медицинской помощи детям и коснулся проблемы состояния детских поликлиник. По его словам, чтобы провести их реконструкцию, капитальный ремонт и дооснащение оборудованием, по предварительным подсчетам потребуется более 50 миллиардов рублей.
"Очевидно, что регионы, имея в виду даже ту помощь, которую им оказали в последнее время, не смогут выполнить эти работы только за свой счет. Поэтому в ближайшие три года основную часть этой суммы, по 10 миллиардов рублей в год, будет предоставлять федеральный бюджет", — сказал Путин.
Правительству вместе с регионами, добавил он, "необходимо оперативно отработать детальный график реконструкции и капитального ремонта детских поликлиник, включая поликлинические отделения больниц, а также утвердить условия софинансирования и правила отбора поликлиник, сделать это с учетом готовности проектно-сметной документации и, прежде всего, остроты проблемы".
Министр здравоохранения Вероника Скворцова по итогам координационного совета заявила журналистам, что ведомство поддерживает поручение президента о реконструкции и строительстве детских поликлиник.
"Мы столкнулись с тем, что изношенные здания поликлиник, в общем, требуют существенного обновления. И действительно, (это) иногда приспособленные помещения, иногда в жилых домах. Поэтому то задание, которое дал президент, подготовить программу по реконструкции, капитальному ремонту, по строительству новых поликлиник, мы горячо поддерживаем", — сказала Скворцова.
Она также считает, что предложенные Путиным меры по улучшению ситуации в демографии России "полноценны" и "касаются всех граней и социальной помощи, социальной защиты и медицинского сопровождения".
Ипотечная спецпрограмма
Путин предложил запустить специальную программу ипотечного кредитования для семей, в которых начиная с 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок. Покупая жилье на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых.
Как считает председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, предложенная президентом РФ программа будет востребована и такими семьями, и банками.
"Это хорошая программа, абсолютно правильная, многие благодаря участию в ней смогут решить свои проблемы. Банкам она тоже выгодна. Они будут получать деньги из бюджета, а поскольку это все-таки хороший ипотечный продукт — там есть обеспечение хорошее, то банки с интересом будут работать с ним", — сказал депутат РИА Новости, комментируя предложение главы государства.
Руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов считает, что реализация данной инициативы сделает доступней для семей с двумя и более детьми квартиры в новостройках на 7-8%.
"Расширение доступности ипотечных продуктов для семей с несколькими детьми может привести к росту спроса на 2-3-комнатные квартиры, которые сейчас во многих проектах остаются нераспроданными из-за повышенной популярности студий и однокомнатных", — пояснил Попов РИА Недвижимость.
Деньги и средства найдутся
Как сообщила журналистам спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, Минфин и Минтруд РФ предварительно просчитали затраты на все предложенные президентом социальные меры и подтвердили возможность их реализации.
"Президент ничего никогда не вносит без предварительной проработки, я это знаю. Поэтому, естественно, предварительно Минтруда и соцзащиты, Минфин просчитали все эти меры, и подтвердили возможность их реализации", — сказала Матвиенко.
По ее словам, оперативно будут подготовлены изменения в законодательство и новые меры поддержки семей будут отражены в бюджете 2018 года.
Как считает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, субсидирование ипотечной ставки для семей, у которых родится второй или третий ребенок, потребует 10 миллиардов рублей ежегодно, что является относительно скромной бюджетной субсидией.

"Семьи, у которых в 2018 году родится 2-й или 3-й ребенок, — 0,5% населения РФ. Если предполагается обычный механизм — субсидирование разницы между рыночными ставками и социальной ставкой по ипотеке, то мера потребует относительно скромных бюджетных субсидий (не более 10 миллиардов рублей в год)", — говорит Порохова.
Главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик полагает, что инициативы в социальной сфере, озвученные Путиным, могут быть профинансированы за счет дополнительных нефтегазовых доходов бюджета РФ.
"Я думаю, компромисс здесь скорее может заключаться в том, что проектировки бюджета Минфина достаточно консервативны и, наверное, можно предусмотреть возможность реализации такого рода инициатив за счет дополнительных доходов бюджета, которые получаются за счет превышения цен на нефть, которые мы сейчас наблюдаем. Наверное, такого рода компромисс был бы возможен в условиях, когда, с одной стороны, необходима адаптация к снижению цен на нефть последние три-четыре года и, с другой стороны, необходимо стимулировать рост и поддерживать благосостояние населения", — сказал Лисоволик РИА Новости.
"Наверное, таким образом, это и будет разрешаться — то есть за счет того, что приоритет в распределении дополнительных доходов бюджета будет отдаваться такого рода проектам", — добавил он.

Только достойный труд может быть производительным.

  По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) производительность труда в России в два раза ниже, чем в Евросоюзе, и в 2,5 раза ниже, чем в США. Недавно принятая в нашей стране программа повышения производительности труда получила статус официального документа.

Комментирует секретарь ФНПР Олег Соколов:

  Цифры, приведенные ОЭСР, совсем не означают, что в России люди трудятся спустя рукава. Напротив, у нас в стране работают даже больше — в среднем около 2 тыс. часов в год против приблизительно 1,75 тыс. часов в странах ОЭСР. Другое дело, что большинство российских предприятий нуждается в коренной модернизации, без которой говорить о росте производительности труда просто бессмысленно. В то же время наши работодатели зачастую идут по пути использования дешевой рабочей силы из стран ближнего зарубежья и не хотят вкладываться в обновление основных фондов своих производств. А если оценивать интенсивность труда по размерам его оплаты, то труд в России более производителен, чем в тех странах, где он оплачивается более достойно.
  В этой связи придание официального статуса приоритетной программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости» ФНПР расценивает как положительную декларацию и готова к ее активному обсуждению. Эта программа предусматривает создание региональных программ повышения производительности труда, которые уже в 2017 году будут запущены в шести субъектах РФ, а в следующем еще в десяти. За это время региональные программы повышения производительности труда затронут не менее 150 предприятий. К 2025 году подобные планы должны быть внедрены уже во всех регионах и на 850 производствах. По мнению правительственных экспертов эти меры позволят повысить производительность труда на них минимум на 30%.
  В то же время инициатива правительства по реализации приоритетной программы повышения производительности труда предполагает внесение изменений в Трудовой кодекс РФ. А вот с этим профсоюзы категорически не согласны. Позиция ФНПР нашла свое отражение в решении Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в котором записано, что профсоюзная сторона настаивает на исключении из данной программы мер по реформированию трудового законодательства.

Департамент общественных связей ФНПР