Отчетно-выборные мероприятия в период пандемии коронавируса.

     В Федерации Независимых Профсоюзов России подготовили единую рекомендацию  для членских организаций ФНПР по проведению отчетно-выборных мероприятий в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации.

Комментарий заместителя Председателя ФНПР Давида Кришталя

     Еще в апреле этого года Министерство юстиции РФ, после обращения ФНПР, дало разрешение для Федерации и ее членских организаций проводить конференции в видеорежиме при соблюдении соответствующих процедур идентификации. 8 июня был принят Федеральный закон, согласно которому стало возможным проведение выборов коллегиальных органов (органов управления) в заочном режиме в 2020 году. В сентябре на заседании Генерального совета ФНПР внесли изменения в инструкцию по проведению отчетно-выборных мероприятий.

     Теперь мы подготовили единую рекомендацию. В ней обобщили информацию и подробно объяснили, как в случаях, когда по объективным причинам невозможно очно присутствовать на заседаниях и собраниях, в том числе во время пандемии коронавируса, проводить отчетно-выборные мероприятия, чтобы их решения были легитимными.

     Рекомендацию тщательно прорабатывали. Она была разработана с учетом законодательства РФ, согласовывалась с юристами ФНПР. В процессе работы над ней обращали внимание на каждое слово и предложение.

     Если проводить конференции, собрания, съезды и другие отчетно-выборные мероприятия по этому документу, то претензий к их легитимности не возникнет, а здоровье профсоюзных активистов удастся защитить.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения

В ФНПР рассказали о перспективах сокращения рабочей недели в России.

     Обсуждение возможности перехода России на четырехдневную рабочую неделю сейчас не ведется, воплощение этой идеи будет зависеть от экономической ситуации в стране, заявил РИА Новости секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. Так он ответил на вопрос о том, ведется ли обсуждение темы перехода на четырехдневную рабочую неделю в рамках Российской трехсторонней комиссии (РТК).
     «Нет, оно не ведется сейчас, это обсуждение. Вот тогда, когда Медведев выступил с этой инициативой, был какой-то определенный толчок в обсуждении, определенный цикл обсуждений прошел в Минтруде, правда, еще при прежнем министре, и в РТК», — подчеркнул Соколов
     По его словам, общая позиция, сформированная в ходе обсуждений, заключалась в том, что «в перспективе надо двигаться в сторону снижения продолжительности рабочей недели».
     «Это была сформулированная позиция общая, причем с разной степенью к этому отнеслись. Профсоюзы и Минтруд посчитали, что, да, в этом направлении надо двигаться. Работодатели более осторожно высказались в этом направлении», — отметил он.
     Скорее всего, уточнил Соколов, первоочередной шаг — это не четырехдневка, а сокращение продолжительности рабочей недели с сорока часов на меньшее количество.
     Он также добавил, что эта перспектива зависит от развития ситуации в экономике.

Необходимо признавать трудовыми отношения с трудящимися в незащищенных формах занятости.

     В рамках работы над законопроектом о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы депутатами была подготовлена поправка в статью 19.1 ТК РФ. Целью этой поправки является признание трудовыми отношений, которые возникли на основании гражданско-правовых договоров, при наличии двух или более признаков, указанных в статье 15 ТК РФ.

     Комментарий Олега Соколова, секретаря ФНПР – руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР

     Согласно документам МОТ трудовые гарантии, в том числе право на вступление в профсоюзы и ведение коллективных переговоров, должны распространяться на трудящихся во всех формах занятости, даже в неформальном секторе экономики. В России же труд некоторых категорий трудящихся до сих пор не регулируется трудовым законодательством, поэтому на них не распространяются соответствующие гарантии.

     За последний год существенно увеличилось число трудящихся в нестандартных формах занятости. Прежде всего, произошло это за счет того, что работодатели расторгли с работниками трудовые договоры и заключили гражданско-правовые. Из 1 млн. самозанятых, зарегистрированных в 2020 году, 400 тысяч – бывшие работники, которые отчисляли в бюджеты субъектов РФ 13% НДФЛ. Самозанятые со своего дохода уплачивают 4% или 6% в зависимости от того, кто им заплатил: физическое лицо или юридическое.

     Федерация Независимых Профсоюзов России поддерживает поправку в статью 19.1 Трудового кодекса РФ, так как она позволит судам выносить решения о признании самозанятых и работающих посредством цифровых платформ и других категорий – работающими в рамках трудовых отношений.

     Работники этих категорий будут иметь все права и гарантии, предусмотренные не только Трудовым кодексом РФ, но и коллективными договорами и соглашениями в сфере труда.

     Также принятие данной поправки поможет увеличить охват социальным партнерством большего количества трудящихся и повысит статус Трудового кодекса РФ.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения

О восстановлении права работающих пенсионеров на индексацию пенсий.

     В связи принятием поправок в Конституцию Российской Федерации ФНПР обратилась к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину с предложением еще раз вернуться к вопросу восстановления индексации пенсий работающим пенсионерам.

Подробнее на сайте ФНПР.

Минтруд предложил реформировать расчет МРОТ. Профсоюзная оценка.

     Министерство труда и социальной защиты на заседании Правительства РФ представило проект реформы расчета прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Предлагается отказаться от той системы – «карточной» –которая существует сейчас и перейти к общемировому стандарту. Прожиточный минимум в инициативе Минтруда определяется как часть среднедушевого дохода, а не как статистическая стоимость корзины потребления.

     Комментарий Олега Соколова, секретаря ФНПР, руководителя Департамента Аппарата ФНПР социально-трудовых отношений и социального партнерства.

     Действующий закон о потребительской корзине, на основе которой рассчитывается прожиточный минимум, истекает в этом году.

     В 2018 году была создана рабочая группа при Минтруде с участием социальных партнеров, которая занималась подготовкой новой методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. В рамках рабочей группы ФНПР выдвинула ряд инициатив, которые, в основном, были поддержаны. Однако работа группы была заморожена, а заседания не проходили более года.

     В настоящее время появилась информация о том, что Минтруд России подготовил свой вариант изменений в закон о потребительской корзине и прожиточном минимуме.

     Отношение к данной инициативе Минтруда России двоякое. С одной стороны Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предлагает какие-то новации, не обсудив их с социальными партнерами. С другой стороны, предложения Министерства о переходе к установлению минимального размера оплаты труда в процентах к медианной заработной плате, а величины прожиточного минимума - к медианному доходу могут быть вполне обоснованными. Такая методология применяется в ряде стран, ее можно было бы рассматривать.

     Однако есть ряд проблем. Во-первых, методическая. Дело в том, что медианная заработная плата рассчитывается раз в 2 года в рамках выборочного обследования Росстата. Последнее было в апреле 2019 года, следующее - в 2021 году того же месяца. То есть если использовать методику, которую предлагает Минтруд, придется замораживать минимальный размер оплаты труда на 2 года? Либо раз в 2 года менять? Тогда надо менять методику наблюдений Росстата: проводить раз в квартал, но на это нужны дополнительные средства из бюджета.

     Во-вторых, содержательная проблема. Какой процент от медианного дохода или от медианной заработной платы используется для установления минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума? Стоит учитывать, что доход значительно ниже зарплаты. Если считать от дохода, тогда МРОТ вырастет незначительно, что не правильно. Мы считаем, что рост МРОТ должен быть более высокими темпами, для того чтобы обеспечить рост реальных доходов и реальной заработной платы населения.

     В-третьих, реальные располагаемые доходы населения сокращаются. Это происходит из-за роста налоговой и квазиналоговой (коммунальные платежи, штрафы и другие платежи) нагрузки наряду с обязательными платежами. Предложение ФНПР состояло в том, чтобы считать обязательные платежи, которые ложатся на население (квазиналоги), в натуральном выражении для учета их роста при установлении прожиточного минимума и МРОТ.

     Предложение Минтруда требует серьезного обсуждения.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения