Профсоюзы внесут свои предложения в новую госпрограмму развития моногородов.

Правительство подготовило новую программу развития моногородов на 2019-2024 годы, закрыв прежнюю и признав ее неэффективной. На новую программу планируется потратить 57,3 млрд руб.

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:

26 июня 2019 года на заседании рабочей группы в области экономической политики Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были рассмотрены результаты работы в 2018 году по развитию экономики моногородов и мерах по содействию занятости населения в них.
Эти меры реализовывались в рамках государственной программы «Комплексное развитие моногородов» с ноября 2016 по декабрь 2025 года. Однако с этого года осуществление данной программы было досрочно прекращено, в связи с её неэффективностью. Основными направлениями Программы были льготные займы, предоставляемые Фондом развития моногородов, и пониженные тарифы страховых взносов для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Профсоюзы предупреждали о малоэффективности и недостаточности этих мер для привлечения инвесторов в моногорода и монопрофильные населенные пункты.
В настоящее время правительство разрабатывает новую государственную программу, которая также предполагает поддержку инвесторов, в том числе в виде возврата части налоговых платежей, как самим инвесторам, так и субъектам Российской Федерации. Но чем новые меры будут эффективнее прежних? Непонятно.
В связи с этим профсоюзная сторона добилась рассмотрения проекта новой программы развития моногородов на 2019-2024 в рамках РТК. Профсоюзы также предлагают учесть мнения региональных трехсторонних комиссий, так как реализация проекта будет проходить на территории субъектов Российской Федерации.

ИПК – дело добровольное.

В прессе появились сообщения со ссылкой на материалы Министерства труда и социальной защиты РФ о том, что правительство продлило заморозку накопительной части пенсии до 2022 года включительно. "При формировании доходной части бюджета ПФР учтено сохранение на весь период "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии", – сообщают «Известия».
Комментарий Секретаря ФНПР Игоря Шанина
Средства массовой информации вновь обсуждают тему накопительной пенсии. Согласно действующему законодательству, сегодня она «заморожена» до 2021 года. Отчисления в накопительную часть пенсионной системы в размере 6% от заработной платы россиян с 2014 года направляются в страховую часть, то есть идут на выплаты нынешним пенсионерам. Однако окончательно вопрос не решен.
В 2016 году была представлена концепция так называемого индивидуального пенсионного капитала, «модернизирующего» замороженную накопительную пенсию. По сути это перелицованная старая система. Основное отличие предлагаемой системы от прежней – перекладывание функции по уплате страховых взносов с работодателя на работника в принудительном порядке.
Федерация независимых профсоюзов России с этим не согласна. Мы неоднократно обращали внимание наших членских организаций и социальных партнеров на неэффективность накопительного компонента, встроенного в систему обязательного пенсионного страхования. На фоне тенденции снижения реальных денежных доходов населения введение ИПК с сохранением элементов обязательности путем «автоподписки» является по существу еще одним налогом, который существенно снизит реальные доходы граждан.
ФНПР неоднократно обращала внимание правительства и депутатов на необходимость законодательного выведения из системы обязательного государственного пенсионного страхования накопительного компонента. Однако до настоящего времени предложения ФНПР не реализованы.
Федерация независимых профсоюзов России настаивает на том, что индивидуальный пенсионный капитал, позволяющий обеспечить дополнительные выплаты к государственной страховой пенсии по старости, должен формироваться исключительно на добровольной основе и по личному заявлению работника. Эта принципиальная позиция поддержана Х съездом ФНПР. Необходимо добиваться ее реализации. Задача профсоюзных организаций - активно разъяснять эту точку зрения членам профсоюзов.

Профсоюзы выступают за ужесточение норм безопасности для детских оздоровительных лагерей.

В ночь с 22 на 23 июля в палаточном лагере «Холдоми» в Хабаровском крае пожар унёс жизни четверых детей. Ещё 12 человек серьезно пострадали, в том числе семеро детей. После трагедии в «Холдоми» в регионах Российской Федерации проходят проверки палаточных лагерей

Комментирует заместитель Председателя ФНПР Давид Кришталь:

Федерация независимых профсоюзов России крайне обеспокоена трагическими происшествиями с детьми в летних оздоровительных лагерях. С начала летнего сезона 2019 года зафиксированы уже семь случаев гибели и более ста случаев отравления детей водой и пищевыми продуктами. Очевидно, что эти факты стали следствием открытия лагерей без достаточных гарантий обеспечения санитарно-гигиенических условий и норм безопасности.
Мы обратились в наши членские организации с просьбой разобраться в причинах произошедших несчастных случаев и трагедий в рамках проведения оздоровительной кампании, и проинформировать ФНПР о мерах, принимаемых на местах по недопущению нарушений норм безопасного пребывания в детских лагерях. Эти данные будут рассмотрены на постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по социальным гарантиям и переданы в органы законодательной и исполнительной власти с требованием организации полноценного и безопасного детского отдыха в стране.

О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2018 году.

На протяжении 2018 года членскими организациями ФНПР систематически и целенаправленно осуществлялась правозащитная деятельность в рамках предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий.
Основными направлениями работы являлись:
- контроль за реализацией установленных международными правовыми нормами, законами, и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами прав работников и профсоюзных организаций;
- выявление противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих реализацию прав, свобод и законных интересов работников и профсоюзных организаций;
- отстаивание прав и законных интересов работников (членов профсоюзов), прав профсоюзных организаций в судах, при внесении изменений в законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.
Функции профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также условий коллективных договоров и соглашений обеспечивались правовыми инспекторами труда в количестве 727 человек, иными юристами в количестве 663 человек, а также 7 705 внештатными (общественными) правовыми инспекторами труда.
Было проведено свыше 56 тысяч проверок работодателей, из которых 845 – совместных с органами прокуратуры и 1176 – с федеральной инспекцией труда. В ходе проверок было выявлено более 135 тысяч нарушений, выдано свыше 27 тысяч представлений об устранении нарушений, в результате чего около 90% нарушений было устранено, 504 работника восстановлено на работе.
25% от общего количества проверок было проведено Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации. Выявлено более 40 и устранено более 34 тысяч нарушений. Стабильный правозащитный эффект проверочных мероприятий обусловлен активной работой внештатных правовых инспекторов труда и председателей первичных профсоюзных организаций.
Правовыми службами членских организаций ФНПР в органы прокуратуры было направлено 3 740 материалов, по 76% которых были приняты меры прокурорского реагирования. 389 работодателей (их представителей) было привлечено к административной ответственности, в том числе дисквалифицировано 93 должностных лица.
В федеральную инспекцию труда было направлено свыше одной тысячи материалов, в том числе 390 – по привлечению к административной ответственности, в результате чего 249 работодателей (их представителей) было привлечено к административной ответственности, 5 должностных лиц было дисквалифицировано.
При непосредственном участии правовых инспекторов труда и иных профсоюзных юристов в судах было рассмотрено около 18 тысяч дел, из которых полностью или частично было удовлетворено 93% исков.
Была проведена правовая экспертиза около 20 тысяч проектов законов и иных нормативных правовых актов, рассмотрено около 147 тысяч письменных жалоб и других обращений членов профсоюзов, принято на личном приеме, включая устные обращения по телефону, более 737 тысяч человек. Более 40 тысяч работников получили бесплатную юридическую помощь при подготовке обращений в комиссии по трудовым спорам и в судебные органы различного уровня.
Согласно отчетным данным экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы для членов профсоюзов в 2018 году составила около 18 млрд. рублей.
Одним из важных направлений правозащитной работы в 2018 году постановлениями Исполкома ФНПР от 21.02.2018 № 1-5, а также от 11.07.2018 № 4-5 был определен контроль за реализацией Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П (далее – Постановления КС РФ № 38-П).
По информации, поступившей от членских организаций ФНПР, а также секретарей ФНПР, представителей ФНПР в федеральных округах, практически повсеместно были реализованы поручения по рассмотрению в течение 2018 года на заседаниях коллегиальных органов вопросы, связанные с реализацией Постановления КС РФ № 38-П и постановления Исполкома ФНПР от 21.02.2018 № 1-5. До законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации было доведено информационное письмо ФНПР от 31.05.2018 № 102-107/131 «О реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П».
Вместе с тем в ходе обобщения представленной информации о реализации Постановления КС РФ № 38-П было установлено, что не всеми представителями членских организаций должным образом понимается суть и значение данного документа. Об этом свидетельствует:
- отсутствие реакции на региональные соглашения, в которых размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (далее – РМЗП) предполагает включение в его размер отдельных видов компенсационных и стимулирующих выплат;
- наличие отраслевых соглашений, которые были заключены в 2018 году или срок действия которых был продлен на 2018 и последующие годы, в которых предусмотрено определение минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) как вида вознаграждения за труд в системах оплаты труда ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (далее – МРОТ);
- узкое понимание Постановления КС РФ № 38-П как акта, определяющего исключительно обязанность «не включать в состав» МРОТ районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные в местностях с особыми климатическими условиями;
- допущение начисления районных коэффициентов и процентных надбавок на сумму равную величине МРОТ, а не на фактический заработок работника;
- широкое распространение практики установления так называемой «доплаты до МРОТ» (вместо изменения зафиксированного размера вознаграждения за труд), которая по заключению специалистов федеральной инспекции труда, не входит в понятие заработной платы и не учитывается при расчете среднего заработка.
По данным членских организаций ФНПР основными методами формальной реализации работодателями положений Постановления КС РФ № 38-П являются:
- изменение структуры фонда оплаты труда с тем, чтобы увеличение расходов на оплату труда работников, получающих вознаграждение за труд ниже величины МРОТ, покрывалось за счет снижения расходов на оплату труда более высокооплачиваемых категорий работников;
- перевод работников на неполное рабочее время при сохранении того же объема выполняемой работы;
- прекращение трудовых отношений с работниками под предлогом «гарантированного» использования их труда на основании гражданских правовых договоров (выведение за штат).
Несмотря на высказанную Конституционным Судом РФ правовую позицию относительно сущностного значения минимального размера оплаты труда (МРОТ) как нижней границы минимального вознаграждения, которое должно быть обеспечено неквалифицированному работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда[1], продолжает существовать порочная правоприменительная практика, допускающая определение «не менее МРОТ» совокупности всех выплат: вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат.
При таком подходе нельзя обеспечить обоснованную дифференциацию оплаты труда в отношении субъектов, находящихся в объективно разном положении.
Регулирующая роль МРОТ в сфере оплаты труда состоит в установлении в системах оплаты труда размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, выше которого должен оплачиваться уже труд квалифицированных категорий работников. Ту же роль и сущностное значение имеет и размер минимальной заработной платы (РМЗП), устанавливаемый в региональных соглашениях о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации.
Неиспользование в системах оплаты труда принципа установления размера минимального вознаграждения за труд равного или большего МРОТ, а также отсутствие зафиксированного в положениях об оплате труда инструмента дифференциации вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда свидетельствует о невыполнении работодателями предусмотренной статьей 22 Трудового кодекса РФ обязанности обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Обоснованные соотношения между минимальной и средней заработной платой необходимы для обеспечения стимулирующей роли заработной платы в повышении уровня квалификации и продуктивности труда. Работники должны видеть четкую связь между заработной платой и производительностью труда, и быть уверенными в том, что увеличение производительности труда приведет к росту заработной платы.

О девизе и лозунгах первомайской акции профсоюзов в 2019 году.

РЕШЕНИЕ
Координационного комитета солидарных действий ФНПР

№2                                                                                                        26 марта 2019 года

О девизе и лозунгах первомайской акции профсоюзов в 2019 году

В соответствии с постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 12.02.2019 № 2-7 «О проведении первомайской акции профсоюзов в 2019 ГОДУ», принимая во внимание предложения членских организаций ФНПР о девизе и лозунгах акции, Координационный комитет солидарных действий ФНПР решил:
1. Девизом первомайской акции профсоюзов в 2019 году считать: «За справедливую экономику в интересах человека труда!».
2 Членским организациям ФНПР в ходе первомайской акции использовать общие лозунги профсоюзов (приложение № 1), а также выдвинуть дополнительные лозунги, исходя из ситуации в регионах, с учетом требований членов профсоюзов.
3. Департаменту организационной работы и развития профсоюзного движения Аппарата ФНПР до 28 марта 2019 года довести до сведения членских организаций ФНПР настоящее решение.
4 Департаменту общественных связей Аппарата ФНПР, Центральной профсоюзной газете «Солидарность» обеспечить информационное освещение девиза и лозунгов первомайской акции профсоюзов в 201.9 году.

Председатель Координационного
комитета солидарных действий ФНПР                                                             C.Г. Некрасов

Основные лозунги первомайской акции профсоюзов в 2019 году:

Справедливая экономика - залог успеха развития России!
Базовые оклады и ставки бюджетникам - на уровне МРОТ!
Безопасным условиям - ДА! Росту профзаболеваний – НЕТ!
Верните МРОТ в Трудовой кодекс!
Вернуть в медицину профилактику здоровья!
Гособоронзаказу опережающее, стабильное финансирование!
Даешь прогрессивную шкалу подоходного налога!
За МРОТ без стимулирующих и компенсационных.
За пересмотр минимальной потребительской корзины!
За повышение стипендий студентам и учащимся ВУЗов и СУЗов.
За развитие Российской промышленности!
За социальную Справедливость, Солидарность, Достойный труд,
За фактический рост зарплаты человека Труда!
Забастовкам - законодательную упрощёнку!
Здоровье народа - забота государства!
Коллективный договор - лучшая зашита работника!
Конвенции МОТ на службу работнику!
Лекарственное страхование - ключ к доступным лекарствам.
Молодёжи - доступное образование, работу, жилье, детские сады.
Молодёжи Крайнего Севера - надбавки к заработной плате с первого дня.
Молодёжь - стратегический ресурс профсоюзов!
Молодой семье доступное жилье!
Народу качественное и доступное лекарственное обеспечение.
Нет росту цен на топливо!
Полную индексацию пенсий работающим пенсионерам.
Право на забастовку неприкосновенно.
Профсоюзы - за гарантии первого рабочего места для молодежи.
Профсоюзы за снижение пенсионного возраста северянам и дальневосточникам!
Профсоюзы ЗА сохранение льгот северянам!
Профсоюзы ПРОТИВ заемного труда!

Росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги – НЕТ!
Росту тарифов и цен - рост заработной платы!
Сельским территориям - заботу государства!
Сельской молодёжи – рабочие места!
Стандарты достойного труда – в коллективные договоры и соглашения!
Тарифная ставка (оклад) первого разряда не ниже величины МРОТ!
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги – под жёсткий контроль общества и государства!
Условиям труда – справедливую спецоценку!