Минтруд предложил реформировать расчет МРОТ. Профсоюзная оценка.

     Министерство труда и социальной защиты на заседании Правительства РФ представило проект реформы расчета прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Предлагается отказаться от той системы – «карточной» –которая существует сейчас и перейти к общемировому стандарту. Прожиточный минимум в инициативе Минтруда определяется как часть среднедушевого дохода, а не как статистическая стоимость корзины потребления.

     Комментарий Олега Соколова, секретаря ФНПР, руководителя Департамента Аппарата ФНПР социально-трудовых отношений и социального партнерства.

     Действующий закон о потребительской корзине, на основе которой рассчитывается прожиточный минимум, истекает в этом году.

     В 2018 году была создана рабочая группа при Минтруде с участием социальных партнеров, которая занималась подготовкой новой методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. В рамках рабочей группы ФНПР выдвинула ряд инициатив, которые, в основном, были поддержаны. Однако работа группы была заморожена, а заседания не проходили более года.

     В настоящее время появилась информация о том, что Минтруд России подготовил свой вариант изменений в закон о потребительской корзине и прожиточном минимуме.

     Отношение к данной инициативе Минтруда России двоякое. С одной стороны Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предлагает какие-то новации, не обсудив их с социальными партнерами. С другой стороны, предложения Министерства о переходе к установлению минимального размера оплаты труда в процентах к медианной заработной плате, а величины прожиточного минимума - к медианному доходу могут быть вполне обоснованными. Такая методология применяется в ряде стран, ее можно было бы рассматривать.

     Однако есть ряд проблем. Во-первых, методическая. Дело в том, что медианная заработная плата рассчитывается раз в 2 года в рамках выборочного обследования Росстата. Последнее было в апреле 2019 года, следующее - в 2021 году того же месяца. То есть если использовать методику, которую предлагает Минтруд, придется замораживать минимальный размер оплаты труда на 2 года? Либо раз в 2 года менять? Тогда надо менять методику наблюдений Росстата: проводить раз в квартал, но на это нужны дополнительные средства из бюджета.

     Во-вторых, содержательная проблема. Какой процент от медианного дохода или от медианной заработной платы используется для установления минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума? Стоит учитывать, что доход значительно ниже зарплаты. Если считать от дохода, тогда МРОТ вырастет незначительно, что не правильно. Мы считаем, что рост МРОТ должен быть более высокими темпами, для того чтобы обеспечить рост реальных доходов и реальной заработной платы населения.

     В-третьих, реальные располагаемые доходы населения сокращаются. Это происходит из-за роста налоговой и квазиналоговой (коммунальные платежи, штрафы и другие платежи) нагрузки наряду с обязательными платежами. Предложение ФНПР состояло в том, чтобы считать обязательные платежи, которые ложатся на население (квазиналоги), в натуральном выражении для учета их роста при установлении прожиточного минимума и МРОТ.

     Предложение Минтруда требует серьезного обсуждения.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Гарантированный доход: позиция ФНПР.

     Заместитель главы Совета безопасности и председатель «Единой России» Дмитрий Медведев предложил обсудить возможность введения в стране гарантированного дохода граждан. Он подчеркнул, что идея требует «максимально внимательного анализа».

     Председатель ФНПР Михаил Шмаков, комментируя предложение, заявил, что российские профсоюзы поддерживают такую постановку вопроса.

     Сегодня не только безработные могут претендовать на пособие, но и многие работающие люди – на оплату своего труда, в размере, который не обеспечивает физиологическое выживание. Уже пора определиться не только с терминами в отношении гарантированного дохода граждан, но и с его размерами. С нашей точки зрения, гарантированный доход должен обеспечивать, как минимум, простое воспроизводство рабочей силы. ФНПР готова принять активное участие в обсуждении и решении этого вопроса. Это положительно повлияет на рост доходов миллионов простых россиян.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения

ФНПР предложила проект новой главы в Трудовой кодекс РФ по «удаленной работе»

Федерация Независимых Профсоюзов России подготовила и направила в Государственную Думу поправки в Трудовой кодекс РФ, включая разработанный ФНПР проект главы 49.2 «Особенности регулирования труда работников, временно выполняющих трудовую функцию удаленно от стационарного рабочего места».

Комментарий секретаря ФНПР Николая Гладкова, входящего в состав рабочей группы Госдумы по подготовке законопроекта № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы»

В рабочей группе по подготовке данного законопроекта договорились, что необходимо будет предоставить поправки ко второму чтению проекта федерального закона, обсуждение которого состоится на осенней сессии Госдумы.

В начале работы по данному законопроекту предлагалось соединить в одной главе два разных вида работы: «дистанционную» и «удаленную». По мнению представителей ФНПР, такой подход может привести не только к смешению понятий, но и затруднит нескольким миллионам работников трудовую деятельность, а десяткам тысяч работодателей – её организацию.

Специалисты ФНПР считают целесообразным для более правильного правоприменения подготовить отдельную главу ТК, посвященную удаленному виду работы, так как регулирование временной удаленной и дистанционной работ существенным образом различается. В ФНПР разработан проект главы 49.2 об «Особенностях регулирования труда работников, временно выполняющих трудовую функцию удаленно от стационарного рабочего места».

Такое предложение ФНПР соответствует отдельному специальному постановлению Государственной думы по данному законопроекту, а главное – более полному учету интересов и защите трудовых прав работников. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что, по данным Росстата, на дистанционной работе в 2019 году было занято 30 тысяч человек. Согласно результатам мониторинга информационной системы Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России», в пиковые периоды на удаленной работе находилось почти 6 миллионов человек.

В предлагаемом ФНПР проекте главы удаленная работа определяется как «временное выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне стационарного рабочего места». В главе описываются обязательные условия дополнительного соглашения к действующему трудовому договору, в частности, особенности определения рабочего места, учета рабочего времени, оплаты труда при осуществлении данного вида трудовой деятельности. Регламентируется то, как работодатель может осуществлять контроль за рабочим процессом. Особое внимание уделяется охране труда и ряду других вопросов, связанных с этим видом работы.

Обсуждение предложений в законопроект о дистанционной и удаленной работе продолжается. В ближайшее время (2 сентября) состоится очередное заседание рабочей группы при Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов по подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 973264-7.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Профсоюзы поддерживают прямые выплаты по больничным листам.

     Минтруд предложил распространить практику прямого перечисления денег гражданам из Фонда социального страхования на все случаи «больничных», а также пособий по материнству.

Комментарий заместителя Председателя ФНПР Давида Кришталя.

     Как выплачиваются пособия по больничному страхованию?

     Всегда действовал (и действует сейчас) «зачетный» принцип, когда предприятие, учреждение, организация по определенному тарифу платит взносы, в том числе в Фонд обязательного социального страхования. Если работник заболевает, наступает страховой случай, медучреждением непосредственно заболевшему выдается больничный лист. Человек выздоравливает, приносит больничный лист на работу для необходимого оформления, после чего получает от работодателя определенную выплату за дни лечения в зависимости от стажа работы. Затем идут взаиморасчеты с Фондом социального страхования.

     Чуть более пяти лет назад в стране (Астрахань, Белгород, позже Крым, Севастополь и Москва) начался эксперимент по внедрению «прямых выплат» по больничному страхованию.

     Суть этого эксперимента — в распространении практики прямого перечисления денег гражданину из Фонда социального страхования на все случаи «больничных», когда заболевший, оформивший в медучреждении больничный лист, после выздоровления получает оплату по нему непосредственно в отделении Фонда соцстрахования.

     Надо сказать, что ФНПР не сразу поддержала новую систему осуществления выплат. Была масса вопросов, прошло много встреч, было не одно выездное заседание в регионах, где осуществлялся эксперимент, с участием стороны работодателей и работников Фонда. Все замечания и предложения от профсоюзов были рассмотрены на заседании Правления Фонда социального страхования и учтены.

     ФНПР считает данный способ выплат прогрессивным, тем более в условиях нестабильного рынка труда и банкротства предприятий. Если действовать по «зачетному» принципу, неизвестно как скоро человек получит выплаты по больничному листу и материнские пособия – эти выплаты по жизни не могут ждать!

     Новый порядок выплат предполагается ввести с 1 января 2021 года.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движени

Намечены меры по неукоснительному соблюдению конституционных прав работников на труд, занятость и социальное партнерство.

     8 июля Исполнительным комитетом ФНПР были рассмотрены итоги коллективно-договорной кампании 2019 года и задачи на предстоящий период.

Комментарий заместителя Председателя ФНПР Нины Кузьминой

     Коллективно-договорная кампания членских организаций ФНПР в 2019 году основывалась на решениях Х Съезда ФНПР и задачах, определённых постановлением Исполкома ФНПР от 10 июля 2019 года.

     В прошедшем году было заключено 2 межрегиональных (федерально-окружных) соглашения по Сибирскому и Уральскому федеральным округам. На федеральном уровне было заключено 18 отраслевых соглашений и 6 пролонгированы. На уровне субъектов Российской Федерации было заключено 29 региональных трехсторонних соглашений, в том числе 2 дополнительных соглашения о продлении срока действия.

     В начале 2020 года были подписаны 4 отраслевых соглашения на федеральном уровне социального партнёрства и 8 региональных трехсторонних соглашений.

     Всего, по нашим данным, коллективными договорами и соглашениями охвачены 17,2 миллиона работников, что составляет 54,1 % от общей численности работников крупных и средних организаций. Это соответствует уровню прошлого года.

     Наряду с коллективными договорами и соглашениями, регулирующими отношения в сфере труда, в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут заключаться региональные соглашения о минимальной заработной плате. По состоянию на 1 января 2020 года фактически действующими являются 14 соглашений о минимальной заработной плате. В данных соглашениях размер минимальной заработной платы (РМЗП) в субъекте Российской Федерации установлен выше МРОТ. Кроме того, в 3 субъектах РФ РМЗП установлен в региональных трехсторонних соглашениях.

     Тормозит экстенсивное развитие системы социального партнёрства отсутствие на некоторых уровнях стороны работодателей. Кроме того, кризис на рынке труда подстегнул распространение незащищенных форм занятости, которые не гарантируют трудящимся право на объединение и защиту профсоюзами, коллективные переговоры и другие права в сфере труда.

     Однако это не соответствует ни Конституции России, ни позиции Международной организации труда.

     Трудящиеся в незащищенных формах занятости должны быть обеспечены гарантиями на создание и защиту своих интересов профессиональными союзами, а также на ведение коллективных переговоров в рамках социального партнёрства.

     В 2020 году завершается срок действия Генерального соглашения, заключенного на федеральном уровне между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ. В связи с этим начаты переговоры по подготовке к заключению нового Генерального соглашения.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения