Коллективный договор.

  Коллективный договор заключается между работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ).
  Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица (ст. 33 ТК РФ).
  Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).
  Согласно статье 36 ТК РФ не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями.
  Право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, имеющее универсальный характер, предоставлено профсоюзам Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – ФЗ № 10-ФЗ) и Трудовым кодексом РФ (статьи 29, 30, 370 и др.).
  Согласно статье 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а также интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзе при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
  Порядок, в котором работники наделяют представителей полномочиями представлять свои интересы при ведении коллективных переговоров, в том числе, в случае если первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, определен статьей 37 ТК РФ. Данное решение принимается общим собранием (конференцией) работников (ч. 4 ст. 37 ТК РФ).
  Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора (ст. 36 ТК РФ). После того как проект коллективного договора согласован сторонами, он подписывается представителями работодателя и работников. Право подписи коллективного договора со стороны работодателя имеет руководитель организации или лицо, которое им на это уполномочено. Со стороны работников договор подписывает председатель профсоюзной организации или иной представитель, избранный на общем собрании (конференции) тайным голосованием.
  Коллективный договор должен быть направлен работодателем (его представителем) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня подписания (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).
  Согласно статье 43 ТК РФ действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.
  Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ч. 1 ст. 51 ТК РФ).
  Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК РФ). Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ).
  Информируем, что изменение численного состава профсоюзной организации в течение действия коллективного договора не является основанием для внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 43 ТК РФ коллективный договор сохраняет свое действие также в случаях изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.
Для лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлена ответственность, в том числе административная, налагаемая в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (статья 419 ТК РФ, статьи 5.27, 5.28 - 5.34 КоАП РФ).
Как указал Верховный Суд РФ в постановлении от 23.12.2021 № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», работодатели и их должностные лица, допустившие нарушения в сфере трудовых отношений, могут быть привлечены к административной ответственности вне зависимости от того, совершены аналогичные правонарушения по одному месту работы или в разных организациях. В случае повторного нарушения, в том числе в другой организации, руководитель (должностное лицо) может быть привлечен к повышенной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ (абз. 3 п. 8).
За нарушение законодательства о профсоюзах работодатели несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Органы общероссийских профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором (ст. 30 ФЗ № 10-ФЗ, ст. 378, 419 ТК РФ).

Задачи коллективно-договорной кампании ФНПР на 2014 год .

SOKOLOV   Коллективно-договорные кампании не часто попадают в фокус центральных СМИ как лишенные «сенсационности» события. Между тем, договоры и соглашения, заключаемые на предприятиях и в отраслях, затрагивают социально-экономические интересы миллионов россиян.
   Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:
   В 2014 году завершается срок действия 25 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, и 23 региональных соглашений.
   В предстоящей коллективно-договорной кампании ФНПР и ее членские организации будут добиваться включения в соглашения и коллективные договоры комплекса пунктов, необходимых для более эффективной защиты работников в социально-трудовой сфере, основываясь при этом на стандартах достойного труда, принятых ФНПР еще в 2012 году. Главным образом это касается заработной платы и, прежде всего, установления гарантий по оплате труда в виде Минимального размера оплаты труда, который не должен быть ниже прожиточного минимума. И, что не менее важно, - МРОТ не должен включать в себя ни компенсационные, ни стимулирующие выплаты. Не менее актуальны вопросы занятости, предупреждения банкротств, согласования квот привлечения трудовых мигрантов, пресечения практики применения срочных трудовых и гражданско-правовых договоров.
   Следует отметить, что коллективно-договорная кампания 2014 года, как, впрочем, и предыдущая, будет проходить в условиях снижения темпов экономического роста. Поэтому одним из ключевых направлений работы будет совершенствование самого института социального партнерства. В этом смысле важнейшей задачей на региональном уровне является принятие законодательных актов, обеспечивающих больший охват экономическими и социальными гарантиями работников соответствующих регионов.
   И наконец, для того, чтобы уверенно отстаивать интересы трудящихся, профсоюзы должны обладать высокопрофессиональными кадрами «переговорщиков» и оптимальной структурой. В условиях наличия вертикально интегрированных бизнес-компаний, профсоюзы обязаны вести разговор на равных и, более того, – иметь возможность в случае необходимости оказывать реальное давление на партнеров.

Департамент общественных связей ФНПР