В несколько строк.

     25 января состоялось расширенное заседание президиума Калужского облсовпрофа. В повестке дня – девять вопросов. Свою работу участники заседания начали с обсуждения отчета о правозащитной деятельности Калужского облсовпрофа в 2020 году. Кроме того, был утвержден план работы этой организации на новый 2021 год.
     Подвели итоги молодежного форума ФНПР «Стратегический резерв 2020». Председатель облсовпрофа А.П. Гречанинов отметил, что областной молодежный совет уже хорошо зарекомендовал себя, у ребят есть желание активно участвовать в профсоюзной работе, но хотелось бы, чтобы в обкомах их активнее поддерживали. При этом Александр Петрович отметил грамотную молодежную политику, которую проводят в ОО «Калужская областная организация профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ», в обкомах работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, народного образования и науки РФ, в КОО Профсоюза работников связи и некоторых других.
     Обсудили участники заседания и непростой год в оздоровлении членов профсоюза, а также состояние информационной работы в 2020 году.

Памяти товарища.

     10 января на 75-м году жизни после тяжелой болезни скончался Николай Георгиевич Гладков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения АТиСО. Это невосполнимая утрата для профсоюзного движения России.

     Жизненный путь Николая Георгиевича включил в себя 46-летнюю трудовую деятельность в Ташкентском госуниверситете, Университете дружбы народов, Московской государственной юридической академии, Высшей школе экономики, Академии труда и социальных отношений. Возглавив правовую работу ФНПР, он стал главным правовым экспертом профцентра и его представителем в Государственной думе и Совете Федерации РФ, а по ряду насущных вопросов защиты трудовых прав и интересов россиян - и в Конституционном суде РФ. Его труд был ярким примером деятельного служения стране и ее гражданам, профсоюзному движению, делу Федерации независимых профсоюзов России по защите социально-трудовых интересов трудящихся.

     Вклад Николая Георгиевича Гладкова в организацию и развитие профсоюзного образования неоценим - его имя как видного ученого-правоведа и непосредственного участника разработки Трудового кодекса РФ (и внесения важных поправок в ТК РФ) широко известно в профсоюзном сообществе. Он был автором многочисленных публикаций учебных пособий по трудовому праву, статей и комментариев в газете «Солидарность» и профильных журналах. Его труд был заслуженно отмечен многими государственными и профсоюзными наградами.

     Светлый образ Николая Георгиевича Гладкова навсегда останется в нашей памяти и истории российского профсоюзного движения.

Должностные оклады работников бюджетной сферы должны определяться с учётом МРОТ.

     Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений одобрила Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работникам государственных и муниципальных учреждений на 2021 год.

     Данные рекомендации разрабатываются ежегодно для обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы в учреждениях бюджетной сферы, документ является важным механизмом системы социального партнёрства в России. Так, по словам замруководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР Елены Косаковской, главным отличием новой редакции документа является «пункт, о том, что должностные оклады, ставки заработной платы должны определяться с учётом минимального размера оплаты труда». «Это удалось сделать впервые за много лет благодаря переговорам членов профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социальной трудовых отношений, особенно в рамках совещания заместителей координаторов сторон РТК», - подчеркнула Елена Косаковская.

     Важно отметить, что Единые рекомендации на 2021 год должны стать основой для нормативных правовых актов, регулирующих отраслевые системы оплаты труда бюджетных учреждений в различных сферах деятельности, как на федеральном, так и региональном уровне.

     Позицию ФНПР в рамках переговоров зам.координаторов сторон Российской трёхсторонней комиссии представила зампред Федерации и заместитель координатора профсоюзной стороны Нина Кузьмина.

Требование о непротиворечии уставов территориальных профсоюзов уставам их объединений предложено исключить из Закона о профсоюзах – оно является дублирующим.

     Минтруд РФ представил проект поправок в Закон о профсоюзах, предлагающий исключить положение о соответствии уставов профсоюзных организаций и их объединений (ассоциаций) уставам соответствующих профсоюзов и объединений (ассоциаций) профсоюзов. Дело в том, что согласно постановлению КС РФ, данное требование является по определению законодательным предписанием, а значит, выделять его в отдельное положение Закона не требуется.

     Так, согласно решению КС РФ, Закон о профсоюзах подразумевает безусловную обязанность территориального объединения организаций профсоюзов обеспечить соответствие своего устава уставу объединения, в которое он входит.

     Поэтому, по словам руководителя Правового департамента Аппарата ФНПР Юрия Пелешенко, было предложено внести дополнения в статью 7 Закона о профсоюзах. «Устав профсоюза, объединения, ассоциации профсоюзов может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, - рассказал Юрий Пелешенко о дополнениях. – Также уставы общероссийских, межрегиональных объединений, ассоциаций, профсоюзов могут содержать положения о непротиворечии их уставам уставов территориальных, межрегиональных объединений, ассоциаций, организаций профсоюзов, входящих в состав соответствующих общероссийских, межрегиональных объединений, ассоциаций, профсоюзов». Согласно его словам, XI (внеочередной) Съезд ФНПР «фактически оформил подобные законодательные изменения путём внесения соответствующих поправок в действующий Устав ФНПР».

     Стоит отметить, что КС РФ подчёркивает, что профсоюзы, образующие профсоюзное объединение – являются субъектами контроля за соблюдением законности уставных положений объединения. Таковыми субъектами могут также выступать и профсоюзное объединение, и уполномоченные на то государственные органы.

В России установлен новый прожиточный минимум.

     В 2021 году размер прожиточного минимума на душу населения составит 11 653 рубля. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Для трудоспособного населения прожиточный минимум составит 12 702 рубля, для детей — 11 303 рубля, для пенсионеров – 10 022 рубля. Постановление вступило в силу с 1 января.    

     Последней установленной правительством величиной был прожиточный минимум за II квартал 2020 года, и он составлял 11 468 рублей на душу населения.

     Напомним, что 30 декабря 2020 года Владимир Путин подписал закон, согласно которому минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум будут рассчитываться по новой методике с 1 января 2021 года. С 1 января эти величины привязываются к медианному доходу и медианной зарплате соответственно. При этом МРОТ не может быть ниже величины ПМ трудоспособного населения в целом по стране на очередной год и ниже МРОТ, установленного в текущем году.

     29 декабря на встрече Путина с председателем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаилом Шмаковым профлидер обратил внимание президента на несовершенство новой выбранной методики.                                                                      

     – Полный отрыв от реальных выплат, от реальных расходов человека. Сегодня методика основана на реальных расходах человека. Она [новая методика] несовершенна, – сказал он.

     Шмаков предложил следующее: «Оторвать, действительно, минимальный размер оплаты труда от прожиточного минимума, и дальше его можно будет быстрее и более динамично повышать».

      Ранее в департаменте социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР рассчитали величину прожиточного минимума на 2020 год, учитывая рациональные нормы потребления продуктов. По этим расчетам, величина всей потребительской корзины должна была равняться 14 436 рублям, а прожиточный минимум для трудоспособного населения – 16 256 рублям.